О ТВОРЧЕСТВЕ...
УСТАМИ ПСИХОЛОГА
Как воспитать особенного ребенка?
«Антон Палыч Чехов однажды заметил…»
Стихи Б.Ш. Окуджавы
Антон Палыч Чехов однажды заметил.
Что умный любит учиться, а дурак - учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил –
Мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю.
Впереди их главный во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
А дураков нету – улетели все.
Ах, детские сны мои – какая ошибка,
В каких облаках я по глупости витал.
У природы на устах коварная улыбка.
Видимо чего – то я не рассчитал.
А умный в одиночестве гуляет кругами.
Он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
Скоро их повыловят всех до одного.
Когда ж их всех повыловят - наступит эпоха,
Которою не выдумать и не описать…
С умным - хлопотно, с дураком – плохо.
Нужно что – то среднее. Да где ж его взять?
Дураком быть выгодно, да очень не хочется,
Умным – очень хочется, да кончится битьем…
У природы на устах коварные пророчества.
Но, может быть, когда – нибудь к среднему придем.
Мораль: нет в мире совершенства.
Комментарий: как бы не планировал родитель предназначение своего ребенка. Он не может уберечь его от трудностей. Любой яркий человек будет вызывать сопротивление общества. Чем оригинальнее будет ребенок, а потом и взрослый, тем интереснее, но труднее, будет его жизнь.
Хотите воспитать творческую личность, чрезмерно критикуя своего ребенка и предъявляя к нему высокие требования?
«Ребенок и творчество»
Типичная сцена в детском саду: мать приходит за ребенком. Он подбегает к ней с рисунком и торжественно показывает. Мать лениво смотрит на рисунок и говорит: «Ты же вчера уже это рисовал. Одевайся быстрее». Комкает рисунок, кладет в карман и ждет, когда ребенок оденется.
Мораль: творчество нуждается в поощрении и увядает под ленивым маминым взглядом.
Комментарий: существуют две позиции по отношению к творчеству детей. Поскольку очевидно, что человеку, создавшему нечто новое, придется в жизни преодолевать много трудностей, то некоторые специалисты предполагают, что таким детям не стоит излишне помогать – они должны с детства научиться преодолевать препятствия.
Есть и другая точка зрения: помогать творческому человеку нужно всегда, поскольку творческий потенциал и пробивные способности не идут рука об руку, и часто инициатива погибает от равнодушия общества.
Возможно, в подростковом возрасте в зависимости от того, насколько устойчив ребенок, эффективны оба подхода. Но для дошкольника доказанным является лишь одна позиция: талантливыми могут быть многие дети, но творческими людьми становятся лишь те из них, которых матери или те люди, которые занимают эту позицию, очень любят и делами которых восхищаются.
Начав рисовать, дети один и тот же сюжет «отрабатывают» достаточно долго. Создавая подряд абсолютно идентичные рисунки. Это только со стороны кажется, что ребенок делает бессмысленную работу, но важность этих однотипных каракуль состоит в том, что ребенок осваивает предметный мир, соотносит свои действия с полученным результатом, он познает возможности карандаша и бумаги, собственной руки. Мозг не может вдруг обрести навык, каждое действие требует длительного оттачивания.
По материалам доктора биологических наук профессора кафедры психологилогии и психофизиологии ребенка , Российского педагогического Университета им. Л.И.Герцена "111 баек для детских психологов" Е.И. Николаева. Издательство: "Питер 2008г."